Хотя, конечно, от консоли мы не отказываемся, она есть, она удобна и функциональна и позволяет скриптами автоматизировать многие операции.
К 2014-ому году мы смогли отполировать систему до стабильной (ну, точнее так мы считали сами) и начали ее аккуратно тестировать у заказчиков и продавать. В целом, первые внешние тесты были успешны (само собой, не без напильника) и мы получили первые продажи. Продаж было не много, за полтора года мы продали чуть больше десятка систем. Связано это было с тем, что чтобы продать что-нибудь ненужное, надо в начале купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет нехваткой человеческого и финансового ресурса. В итоге в середине 2016-ого года мы осознали, что тянуть этот проект силами 3,5 человек не получится, и нужен инвестор, чтобы выйти на нужный уровень. Не буду вдаваться в подробности поиска инвесторов, процесс этот веселый только в американских фильмах про силиконовую долину. В нашей действительности этот процесс нудный и нервный. В итоге в конце 2016-ого года мы договорились с инвестором и радостно, полные сил и амбициозных планов, пошли отмечать Новый год.
С начала 2017-ого года мы начали жить по-новому. Расширили штат, переехали с завода в человеческий офис, сделали нормальную тестовую лабу и демо-зону, запустили разработку vAIR и RAILGUN и начали активно продавать ENGINE. И тут мы столкнулись с первым сюрпризом.
Поскольку вендор мы новый, то почти в ста процентах случаев перед покупкой заказчики тестировали нашу СХД с пристрастием и примерно 80% тестов завершалась эпическим фэйлом. Один раз нам даже пришлось сделать заказчику скидку в 100% (т.е. отдать систему бесплатно), т.к. тестировал её он уже после покупки в бою (так получилось), и результат его не удовлетворил (мягко говоря). Конечно были 20%, которые завершились успешными продажами, и заказчики эти остались довольны, но было понятно, что продукт в текущем его состоянии говно неудовлетворительного качества, и надо срочно что-то менять. Мы серьезно пересмотрели процессы разработки и тестирования, и к осени 2017 года смогли получить действительно стабильный релиз СХД, что тут же отразилось на внешних тестах и продажах. Процент удачных/неудачных тестов поменялся. К концу года почти все тесты у заказчиков проходили успешно, что помогло нам продать несколько десятков систем хранения и с трудом, но выполнить поставленный инвесторами план продаж.
Не менее радостно мы начали 2018 год, продажи шли хорошо, ENGINE получал лестные отзывы от заказчиков. Окрылённые успехом, мы выпустили следующую версию ПО ENGINE, в которой появилась куча новых полезных функций, и которая, соответственно, пошла в новые тесты у заказчиков. И тут нас ждал второй сюрприз.
Несмотря на то, что новая версия ENGINE проходила все необходимые внутренние тесты (те, что позволили нам выпустить стабильную версию осенью 2017-ого), этих тестов было уже недостаточно для более сложной новой версии ПО. Новый функционал принес с собой новые задачи и, соответственно, новые типы внешних тестов у заказчиков. В итоге мы опять получили снижение результативности внешних тестов (не так страшно, как в первый раз, но ощутимо) и начали искать причину. Тут до нас дошло, что усложнение продукта условно в 2 раза, требует усложнения его внутреннего тестирования в 4. Но т.к. калачи мы уже были тёртые, нам не составило труда быстро адаптировать наши тесты под новую реальность. Мы расширили тестовую лабу и автоматизировали многие тесты, которые раньше делали руками. Тем самым достаточно быстро смогли вернуть новой версии должную стабильность. Позже опыт, полученный в ходе ранее набитых шишек и пройденных граблей, мы использовали при выпуске второго нашего продукта vAIR, который уже не совсем СХД, а, скорее, гиперконвегентная система (хотя vAIR тоже может прикинуться СХД, если его хорошо попросить). С ним сюрпризов не было, первые тесты у заказчиков дали результат сразу, и продажи пошли.
Оглядываясь назад, можно сказать, что был проделан большой путь и как оказалось, самое главное — это не то, какой ты есть сейчас, а то, каким ты хочешь стать, что ты считаешь правильным и как быстро ты готов адаптироваться к меняющимся внешним условиям. При этом важно четкое понимание, что сделать можно и нужно намного больше. Главное — много работать и не унывать, если результат приходит не сразу.